Интересное качество человеческой натуры: нечаянно услышанному мы верим больше, чем сказанному открыто, в лицо! Если, к примеру, подруга говорит вам: "Как ты сегодня хорошо выглядишь", то вы, скорее всего, подумаете, что она просто старается быть вежливой. Но если вы случайно подслушаете, как она говорит то же самое кому-нибудь еще, то сочтете ее мнение искренним и честным. Даже маленькие дети (старше 18 месяцев) обращают больше внимания на то, что им удается подслушать, чем на то, что им говорят напрямую.
Внимание к подслушанному напоминает мне черный ход в доме. Мои родители всегда запирали парадную дверь, но черный ход оставляли открытым, чтобы дети могли бегать во двор. В каком-то смысле все мы похожи на этот дом. Мы стоим на страже "парадного входа", отвергая комплименты, якобы неискренние или неумеренные. А тем временем через "черный ход" к нам попадают сообщения, которые мы подслушали случайно.
Существует три способа, позволяющих стимулировать желательное поведение, посылая идеи через секретный черный ход детского разума:
"Сплетничание" подразумевает высказывание мыслей шепотом, чтобы заставить малыша прислушаться к ним.
Удивительно, но если нам кажется, что мы слышим нечто, не предназначенное для наших ушей, то обращаем на эти слова больше внимания и склонны больше им доверять. (Это относится и к детям, и ко взрослым, и даже к правительствам!) Вот как это делается.
Когда ребенок находится рядом с вами, громко прошепчите какую-нибудь похвалу в его адрес, обращаясь к супругу (супруге), птице, плюшевому мишке, бабушке или притворяясь, что вы говорите по телефону. Не смотрите в этот момент на малыша. "Сплетничание" дает результаты только тогда, когда вы рассказываете "секрет", о котором малыш не должен знать. Начните с громкого шепота, а как только ребенок навострит уши и перестанет дышать, понизьте голос и прикройте рот рукой, как будто раскрываете кому-то тайну.
Немного позже, но в тот же день, повторите комплимент, только уже в открытую. Ребенок подумает: "Ого, должно быть, это правда. В последнее время я часто об этом слышу".
Начинать применять "сплетничание" можно где-то между 18 и 24 месяцами. Именно в этом возрасте дети уже понимают, что важные вещи люди часто произносят шепотом!
Вот несколько способов эффективного использования "сплетничания":
В качестве "сообщника" в своих диалогах можете использовать любимую игрушку ребенка. Кит, отец Джека, обращается за советом к Волшебному Кролику: "Подожди, Джек, я спрошу Волшебного Кролика". Потом он отворачивается от сына и произносит громким шепотом: "Привет, Волшебный Кролик! Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, помоги мне. Должен ли Джек мыть руки перед едой?" Потом Кит подносит ухо к розовым губам кролика, стараясь расслышать его "ответ". "Что? Что ты сказал? Ага... Он обязательно должен помыть руки?"
Джек наблюдает за отцом с расширенными от изумления глазами, а Кит, кивая головой в знак согласия, продолжает: "Но он должен сделать это быстро? И садиться есть прямо сейчас? Ладно, ладно, Волшебный Кролик, я передам ему. Спасибо!!! Я люблю тебя!!!" Потом Кит поворачивается к сыну и передает ему сообщение от кролика. "Эй, Джек, я только что говорил с Волшебным Кроликом. Он сказал, чтобы ты супербыстро вымыл руки и дал пять!"
Использование данного приема занимает всего одну минуту, но при этом помогает сохранять в семье теплую дружескую атмосферу. Нехитрая уловка Кита предотвращает ссоры и скандалы, которые длились не меньше получаса и портили всем настроение на целый день.
Классические истории вроде "Красной шапочки" рассказывались вокруг костра еще в древние времена не только в качестве развлечения, но и в качестве наставления, например, относительно того, что нельзя разговаривать с незнакомыми "волками". Неугасающая популярность сказок свидетельствует об их эффективности. Как и "сплетничание", они идеально подходят для обучения деток старше двух лет.
Эти короткие рассказы задействуют оба полушария мозга одновременно. Левое полушарие усваивает язык и сюжет истории, а правое — как ребенок должен себя вести в аналогичных ситуациях.
Эффективность сказок в значительной степени обусловлена тем, что малыш даже не осознает, что чему-то учится. Полезные уроки, вплетенные в ткань повествования, как высаженные семена, быстро прорастают в его сознании и помогают ему отличать плохое от хорошего.
В основном сказки состоят из трех частей:
Вы можете сами придумывать собственные сказки, содержащие конкретные жизненные уроки, которые вы хотели бы преподать малышу. Вот еще несколько советов:
Спустя некоторое время ваш ребенок будет без конца требовать продолжения о подвигах любимых героев, пока они не станут милыми воспоминаниями детства!
Маша, бойкая трехлетняя девчушка, обожает поднимать свое платье. Разумеется, это доставляет ей удовольствие потому, что злит родителей. Поначалу они просто просили: "Пожалуйста, дорогая, не делай так", но не могли при этом сдержать улыбку — ведь девочка была такой очаровательной. Вскоре она повторила свой номер перед бабушкой, пожилой соседкой и продавцом бакалеи. В каждом случае ответом ей служил веселый смех, и это подвигало ее на новые эксперименты.
Что только не пробовали родители Маши, чтобы заставить ее прекратить баловаться. Вход было пущено все — от убеждения до тайм-аутов, однако толку не было никакого. Наконец они перешли к радикальному методу. Вместо бесконечных "нельзя" они серьезными голосами подбадривали дочурку: "Еще! Давай еще! Выше! Поднимай выше! Не опускай руки!" Через неделю представление Маши закончилось навсегда. Она только периодически поднимала юбку, демонстрируя свою независимость; как только родители дали дочери понять, что одобряют ее поступки, девочка потеряла интерес к игре.
С 18 месяцев наши маленькие "неандертальцы" находят новое развлечение — открытое неповиновение.
Это способ почувствовать свое влияние и продемонстрировать самостоятельность. "Психология наоборот" — это возможность обернуть склонность в свою пользу.
Понятное дело, что нет такого приема, который постоянно давал бы положительные результаты, однако родителям особо упрямых и своевольных малышей этот занимательный метод подходит идеально, поскольку дает возможность маленьким "мачо" (как мужского, так и женского пола) пойти на уступки, сохранив при этом лицо и самоуважение.
Я отношу данный прием к идеям через черный ход, поскольку дети, поглощенные отказом выполнять непосредственную просьбу, не замечают, как она проскальзывает через черный ход. Вся прелесть "психологии наоборот" заключается в том, что она позволяет малышам и продемонстрировать свое неповиновение, и выполнять то, что нам нужно. И все довольны!
Ниже представлено несколько забавных приемов "психологии наоборот".
Трехлетнему Мейсону было явно скучно сидеть в моем кабинете, пока я осматривал его сестренку. Внезапно он решил, что с него довольно, и заявил: "Сейчас я уколю вас в глаз". На что я стал умоляюще просить: "Только не бей по ноге. Пожалуйста, пожалуйста, только не по ноге! Нет, нет, нет!!!" Он злорадно ухмыльнулся и, ясное дело, стал колоть меня, словно булавкой, в ногу, пока я отчаянно "протестовал".
Джессика часто отказывается выполнять мамины просьбы. Но вот что обнаружила ее мама: стоило ей сообщить воображаемому другу Джессики, мышонку Нане, что Джессика слишком маленькая, чтобы сделать то-то или то-то, как дочурка сломя голову неслась доказывать, что ее мама сильно заблуждается!
Статья предоставлена психологическим центром "Адалин"