Домашние роды в России: иллюзии и реальность

По данным масштабного исследования, которое было проведено в США в 2000 г., материнская и детская смертность во время запланированных родов дома у женщин низкого акушерского риска в присутствии подготовленного персонала не превышает таковых значений при родах в родильных домах.

Казалось бы, российские приверженцы домашних родов могут воодушевленно воскликнуть "Мы же говорили!". Тем не менее, действительность не столь однозначна.

Эта статья адресована, в первую очередь, тем, кто уже слышал много положительных отзывов о домашних родах и готов решиться на этот шаг. На просторах Интернета не утихают споры между сторонниками и противниками появления на свет нового члена семьи не в "казенном доме", а в своем родном. Рассмотрим ряд аргументов, приводимых обеими дискутирующими группами.

Иллюзия первая. Осознанный выбор

На некоторых курсах по подготовке к родам и материнству идея родов дома преподносится как результат "осознанного выбора" серьезных и образованных людей, ощущающих свою ответственность за благополучие своего будущего ребенка. При этом осознавать и выбирать предлагают на основании информации, предоставленной преподавателями этих курсов. Друзья, соседи и Интернет-знакомые тоже любят делиться с будущими родителями позитивным опытом домашнего родоразрешения.

Обычно рассказывается об успешной многолетней практике приема родов вне стационара как западными специалистами, так и их российскими последователями, о безопасности естественного процесса родов для матери и малыша, особенно при отличной подготовке беременной, о бессмысленных и вредных процедурах, которым подвергаются мама и ее ребенок в роддоме. Все вышеперечисленное звучит разумно и вполне похоже на правду. Однако необходимо привести также список примечаний, снабдить которым будущую маму и ее мужа обычно забывают. Но, как известно, принимать обдуманное решение может только человек, владеющий максимально полной информацией, желательно почерпнутой из нескольких источников.

Впоследствии, если что-то в родах идет неправильно, несчастные родители говорят: "Мы не знали, что так бывает". Полагаю, говорить о том, что они что-то "сами осознанно выбирали", в таком случае неправомочно.

Иллюзия вторая. Абсолютная естественность

Нет никаких сомнений в том, что родовой акт — замечательно продуманный природой физиологический процесс. Нормально протекающие роды не требуют постороннего вмешательства, их способен принять любой: хоть психолог, хоть водопроводчик.

Строго говоря, их вообще можно не принимать. Профессиональная помощь в родах, по большей части, требуется для профилактики, своевременного распознавания и лечения осложнений. Даже без участия акушерки и врача малыш все равно появится на свет. Только вероятность родить ребенка "без последствий" в отсутствии разбирающихся в этом людей меньше.

За 40 000 лет существования человечества на Земле женщины успешно справлялись с задачей поддержания и приумножения численности человеческой популяции. В результате естественного отбора слабые погибали, а более приспособленные к существованию в нашем мире выживали и передавали свои гены потомству. Эволюция отсеивала не только тех, кто не отличал съедобный корешок от ядовитого, был неспособен согреться лютой зимой или отбиться от саблезубого тигра. Она избавлялась и от особей, в чьем процессе родоразрешения происходили какие-то сбои. В результате "плохая" наследственность не передавалась потомкам, и человеческий род в целом становился здоровее.

Так продолжалось до тех пор, пока люди не озаботились снижением количества неудачных исходов родов и не придумали акушерство в разнообразных его вариантах. Много позже им удалось добиться заметных успехов в области реанимации новорожденных. Эти достижения позволили оставаться в живых тем, кого жестокий механизм естественного отбора обрек бы на смерть — и теперь их гены оказались среди наших.

Отказываясь от адекватной акушерской помощи, роженица остается полностью во власти законов природы — одновременно и мудрых, и безжалостных. Многие сторонницы домашних родов утверждают, что именно этого они и желают, только так могут ощутить себя Матерью, источником новой жизни, наиважнейшим участником исторического процесса смены поколений, квинтэссенцией замысла Творца или кем-либо еще. К сожалению, время от времени роды проходят вовсе неидеально. И о последствиях в таком случае говорят как о трагедии, а не как о закономерном исходе. Что странно. Естественный процесс — естественный отбор.

Иллюзия третья. Акушерство духовное и бездуховное

Людей, готовых принимать роды в домашних условиях, можно разделить на несколько групп.

1. Профессиональные акушерки. У них может быть только акушерское образование (среднее); акушерское образование и высшее образование по другой специальности (например, психология); медицинское образование и международный сертификат, дающий право на родовспоможение вне стационара; иностранный диплом акушерки. Перечисленные специалисты — это, наверно, единственные люди, чье право принимать роды дома в условиях российской действительности можно обсуждать. Можно согласиться с тем, что они, вероятно, обладают необходимыми знаниями и навыками, способны оценить риск осложнений, не возьмутся за домашние роды у женщины, если риск высок, смогут вовремя отличить нормальное течение родов от патологического, в критической ситуации окажут всю помощь, которую в принципе могут. (К сожалению, с настоящей акушерской катастрофой "в одиночку в чистом поле" не справиться.)

Однако роды вне родильного дома в России почему-то государством не разрешены и не приветствуются, лицензий на их проведение не выдают. Почему так — об этом дальше.

2. Вторая группа — это либо медики без специального акушерского образования, либо вообще не медики. Они провозглашают роды полностью естественным актом, "не болезнью", насмешливо интересуются "Зачинать тоже в больнице будете?" — и регулярно успешно помогают роженицам. Все идет замечательно до тех пор, пока идеалистические представления не сталкиваются с реальной жизнью: достоверно предсказать, как пройдут роды даже у совершенно здоровой женщины, невозможно.

3. Отдельного упоминания заслуживают "повивальные бабки XXI века". Они расценивают свою деятельность как следование православным традициям, богоугодное дело, почти подвижничество; говорят, что искренняя вера обережет роженицу и ее дитя от опасности. Для тех, кто согласен с утверждением "Бог дал — Бог и взял" домашние роды с ними — идеальный вариант.

4. Модное явление со стильным названием "роды соло" (то есть вовсе без участия акушерки), вообще не выдерживает никакой критики. Сама роженица, ее муж-инженер и мама-экономист могут даже не понять, что безопасность матери и ее ребенка оказалась под угрозой.

Почему вообще кто-то принимает роды дома? Потому что на это есть спрос.

Откуда он берется?

Пребывание в стационаре накладывает на женщину ряд ограничений, с которыми не все хотят мириться. Кроме того, нынешний роддом не идеален, акушерство не точная наука, а врач акушер-гинеколог не Господь Бог.

Помня неудачный или неприятный опыт взаимодействия с официальной медициной, некоторые готовы полностью отказаться от профессиональной помощи и получить взамен... еще менее профессиональную. Зато все фантазии про родной диван, любимую ванну и ласковую высокодуховную акушерку рядом будут воплощены в жизнь. У большинства. Меньшинство же окажется "слабым звеном" и выйдет из игры навсегда. Но об этом рассказывать не нужно, чтобы не портить другим праздник.

Даже в наши дни существуют акушеры-бессеребренники, они искренне верят, что совершают доброе дело, и готовы творить это добро бесплатно. Есть "психологи", для которых важно предоставить женщине возможность выбора, обеспечить ей душевный комфорт, если она утверждает, что в роддоме не чувствовала бы себя уверенно и спокойно; их материальное вознаграждение привлекает меньше морального удовлетворения. Есть просто расчетливые люди, которые знают, что в принципе у здоровой женщины роды должны пройти хорошо и без всякого вмешательства. Они говорят, что угодно, и берут за свою работу много обыкновенных бумажных денег.

Из всех перечисленных вариантов ничьи действия нельзя назвать профессиональными или сочетающимися с понятием "духовность". Никто не способен помочь своим подопечным в случае реальной опасности. Никто ни за что не отвечает.

Домашних родов официально не существует, а значит, их никто не принимает, на них только "присутствуют". Почувствуйте разницу.

В случае успешных родов молодая мама и ее семья об этом не задумываются, а в случае неудачных думать уже поздно. Когда ребенок появился после тридцати часов схваток в глубокой гипоксии, "спасали" двумя руками: без аппаратуры, но с заклинаниям и молитвами. Если не получилось, значит мама плохо готовилась к родам, недостаточно сильно верила в Бога, неправильно себя вела, не думала о ребенке и вообще не хотела рожать дома. Сама виновата.

Самоуверенность, наивность или жадность домашних акушеров, легкомысленность и доверчивость будущих родителей, впадение в крайности вместо поиска компромисса многократно приводило к беде. Но конца этому не видно.

Иллюзия четвертая. "Скорая" у подъезда

При обсуждении проблем домашних родов постоянно высказывается идея поставить дежурить под окна квартиры, где находится роженица, машину "скорой помощи" с бригадой акушеров-гинекологов, реаниматологов, неонатологов, операционной, кровью нужной группы, кювезом для новорожденного, аппаратом искусственной вентиляции легких и прочими достижениями цивилизации. Предполагается, что при необходимости так можно сэкономить время на вызов "скорой" и ее приезд. Идея здравая, но, тем не менее, осуществить ее практически невозможно.

Во-первых, не понятен юридический статус дежурящих медиков. Они ждут, пока придет домашняя акушерка и скажет: "У меня не получается, давайте теперь вы"? То есть бригада "скорой акушерской помощи" подключается только в случае проблем и никак не участвует в более ранних событиях. Тогда сложно поделить юридическую ответственность. Кто ошибся: акушерка поздно попросила о помощи или помощь недостаточно быстро была оказана. Или же акушерка и специальная бригада "скорой" работают вместе, изображая роддом на дому? Тогда чем это отличается от обычного роддома? Все это, как минимум, было бы чрезмерно дорого, а в случае "операционной на колесах" еще и не слишком гигиенично.

Во-вторых, на самом деле нет таких супер-оснащенных машин и многоруких бригад. Есть государственные и частные бригады "скорой помощи" разного профиля. Чтобы обеспечить нужды критической акушерской ситуации понадобятся, по крайней мере две из них: взрослая и детская реанимационные. Поставить их дежурить на много часов опять-таки очень дорого, и оставить без них город невозможно. При этом основной проблемы — крайне срочной доставки роженицы в операционную — им все равно не решить.

Акушерство непредсказуемо, осложнения развиваются стремительно и могут потребовать скорейшего хирургического вмешательства или помощи реаниматолога, в том числе реаниматолога-неонатолога — специалиста по новорожденным. Даже из родильной палаты женщина может не успеть вовремя в операционную, находящуюся за стенкой. Преждевременная отслойка плаценты способна привести к гибели плода за несколько минут, массивное маточное кровотечение в третьем периоде родов столь же быстро ведет к шоку и смерти.

Акушерка в так часто упоминаемой поклонниками домашних родов Голландии уверена, что доверившаяся ей женщина в случае осложнений окажется на операционном столе в течение 15 минут (максимум!). Знаменитый акушер-гинеколог Мишель Оден говорит, что при любых, даже благоприятно протекающих родах, хирургическая помощь должна быть в 20-минутной доступности. Отечественные специалисты настаивают на том, что в критических ситуациях счет идет на минуты и рассчитывать на 15-20 минут "запаса времени" — непозволительная роскошь.

В Санкт-Петербурге и других городах России такая оперативность практически невероятна. Рассчитывать на нее опрометчиво. Домашняя акушерка в России может пообещать: "Если что-то пойдет не так, мы вызовем скорую, и все будет "о’кей". Она ее даже вызовет, но гарантировать этот "о’кей" никаких оснований нет. Только плохо знакомый с реальной ситуацией или недобросовестный человек станет говорить о доступности действительно быстрой профессиональной акушерской помощи в нашей стране.

15 минут — норма приезда "скорой помощи" Санкт-Петербурга на место вызова. Но не всегда в эту норму удается уложиться. В отличии от Голландии, других европейских стран, США и Канады у нас почти нет отдельных полос, предназначенных для движения машин со спецсигналами. Автолюбители не разбегаются в разные стороны, заслышав сирену. Сколько времени понадобится, чтобы добраться сначала до пациентки, а потом до ближайшего роддома, зависит от ситуации на дорогах. И даже если "скорая помощь" стояла у подъезда, это путешествие легко может оказаться "дорогой длинною в жизнь".

Идея ехать на своей машине тоже нехороша: аналогичные транспортные проблемы; в пути не оказывается помощь женщине и ребенку (например, при кровотечении у матери показано внутривенное введение специальных растворов; при нарушениях дыхания у ребенка необходим аппарат искусственной вентиляции легких); персонал роддома не знает о вашем скором приезде и не готовится к нему.

Получается, что либо все-таки нужно иметь возможность развернуть операционную прямо под дверью родной квартиры, либо... не играть в роды дома.

Иллюзия пятая. Застенки инквизиции

Похоже, пытаясь максимально оградить будущую маму и ее ребенка от возможных неприятностей, организаторы традиционной системы родовспоможения несколько перестарались. Перспектива оказаться в одиночку в белокафельной родильной палате многих удручала, а некоторых приводила в ужас. Неудивительно, что возникли и размножились альтернативные школы и учения, они рассказывали о появлении на свет нового человека как о бесконечно радостном процессе, не таящем в себе угрозы и не требующем мер предосторожности. Поэтому происходить он может где угодно по желанию беременной женщины и ее семьи. "Проблемы случаются только в роддоме", — говорили адепты подобных учений.

Истина, как обычно, где-то посередине. Достичь этой идеальной середины многие современные роддома активно стремятся, разрешая присутствие на родах любых близких людей, заботясь о неустрашающем антураже родильного отделения, снижая общее количество акушерских манипуляций. "Роды в операционной", по-видимому, постепенно превратятся в "роды в номере-люкс" или во что-то подобное. В оптимальном варианте женщина во время беременности и в послеродовом периоде должна наблюдается у тех же врача и акушерки, что и принимают у нее роды. Сейчас пересматриваются сроки пребывания в роддоме: рекомендованные пять дней хотят уменьшить до трех.

Все эти перемены не способны привести "в больницу" пылких сторонников домашнего акушерства. Они искренне считают, что именно роддом — средоточие зла, именно там возникают все перинатальные проблемы. Соответствующие Интернет-ресурсы пестрят подобными высказываниями. Трудно спорить с женщиной, которая пострадала в роддоме или потеряла там ребенка, а потом отлично родила в собственной ванне. Она не станет слушать. Трудно говорить с людьми, утверждающими, что дома рожать безопаснее, потому что у них все здорово получилось. Они не хотят знать о чужих проблемах, радуясь отсутствию своих. Это удивительное сообщество "не верящих в плохое". К сожалению, отрицание плохого не изничтожает его полностью. И так же тяжело узнавать новые истории домашних родов, в которых пострадали мама или ее ребенок.

Модернизация уклада обычных роддомов делает менее убедительными высказывания "Не ходите в туда, там жутко: ребенка вынут щипцами, потом уронят на пол, а вам все равно сделают кесарево!". Чем меньше разница между образами родной комнаты и палаты в стационаре, тем большее число людей прислушаются не к восторженным восклицаниям фанатиков, а к своему собственному внутреннему голосу. Решение, которое они примут на основании реальной информации, рационально взвесив преимущества и недостатки обоих вариантов родов, и будет максимально приближено к идее "осознанного выбора".

Кстати, почему у многих женщин роды вне стационара и правда хорошо проходят? Потому что они серьезно к ним относятся и усердно готовятся. Роддом примет всех: нездоровых, занятых, ленивых. Домашние акушерки все-таки стараются наблюдать своих потенциальных рожениц, помогают им лучше подготовиться к родам, как физически, так и психологически, поддерживают, настраивают на удачный исход. То есть выполняют работу доктора в женской консультации, перегруженного потоком страждущих.

Вообще в России сложилась странная ситуация: если в странах третьего мира домашние роды — удел бедняков, неспособных оплатить пребывание в специальном медицинском учреждении, то у нас — это почти признак обеспеченности, хорошего образования, элитности.

В самой идее российских родов дома меня удручает не то, что существуют такие особые люди, которые хотят впервые увидеть своего ребенка в круге света домашнего очага. Это их право — право на жизнь и право на смерть. Меня пугает "модная тенденция": рожать дома — это эксклюзивно, нестандартно, "для избранных". И стаи "иных", обитающие на форумах и комьюнити, привлекают в свои ряды новых участников. А следовательно, возрастает количество неудачных исходов родов.

Представителям традиционной медицины трудно понять, почему вроде бы разумные, заинтересованные в рождении здорового ребенка люди ищут себе духовную акушерку. Почему за девять месяцев беременности не найти умного, доброжелательного доктора, которому хочется довериться, не выбрать хороший родильный дом? Перестать подсознательно привязывать себя к образу своей квартиры и подготовиться к родам так, чтобы концентрироваться не на внешнем мире, а на внутреннем? Почему стремление к личному комфорту, граничащее с капризом, оказывается ценнее жизни и благополучия маленького человека? Потому что группа "убийц в белых халатах" навредит ему, а одна акушерка поможет?

Заключение

Итак, чем же так радикально отличаются домашние роды в развитых странах от российских?

Западные исследователи говорят, что роды дома безопасны; но не просто так, а при следующих условиях:

  1. обследованные беременные женщины низкого акушерского риска (оценивается лицами с медицинским образованием и специализацией по акушерству);
  2. роды в срок,
  3. не предполагаются проблемы у ребенка;
  4. присутствует подготовленный медицинский персонал;
  5. все происходит в развитых странах, где отлично работает служба экстренной медицинской помощи, есть свободные бригады и свободная дорога — время доставки роженицы в акушерский стационар не превысит 15 минут.

В нашей стране:

  1. любая женщина, недовольная официальной медициной, может найти помощника для альтернативного, "нероддомовского", родоразрешения. Причем, чем серьезней ее акушерско-гинекологические проблемы, тем большая мера безответственности присуща ее бездуховному акушеру;
  2. роды любого срока. Хотя "нормальный срок" действительно понятие относительное и в ряде стран варьируется;
  3. поскольку "УЗИ делать вредно", состояние плода оценивали, как умели;
  4. о том, кто берется принимать роды дома, говорилось ранее;
  5. при необходимости по-настоящему быстрая доставка участников домашних родов в роддом маловероятна.

То есть домашние роды в России и на Западе — два совершенно различных явления. Даже если узаконить их у нас, выдавать сертификаты и лицензии дипломированным специалистам, урегулировать юридические вопросы — это не решит проблему экстренной телепортации в роддом из квартиры, с дачи, с берега моря или опушки леса.

Никак не решит.

Недоступность в разумные сроки необходимой помощи заставляет воспринимать роды дома не как удачную экономически выгодную модель, а как игру в русскую акушерскую рулетку. При существующем положении вещей разрешать такую деятельность на уровне государства нельзя: люди сочли бы ее безопасной — а это неправда.

Мария Максименко,
врач скорой медицинской помощи

 

 

Поделиться
 
Комментарии