Не надо мусорить! Как научить детей бережливости

Экологически грамотное поведение очень часто согласуется с принципами рациональности, бережливости, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. И научить этому всему детей могут, конечно же, только взрослые — родители и воспитатели.

В европейских садах детям преподают такие правила поведения:

  • не брать того, что им не нужно;
  • не выбрасывать то, чем ещё можно пользоваться;
  • выбирать натуральные материалы для работы;
  • предпочитать полезные продукты вредным;
  • рисовать на обеих сторонах листа бумаги, полностью его используя;
  • изрисованную бумагу использовать для поделок;
  • вырезая детали, начинать с края, а не с середины;
  • при приобретении восковых карандашей смотреть, чтобы они были завёрнуты в бумагу, а не в пластик;
  • рисовать карандашами, а не фломастерами, потому что от фломастеров остаётся пластмасса;
  • писать ручками со сменным стержнем;
  • покупать прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов;
  • отказываться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, покупать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать;
  • чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах ставят разноцветные вёдра, ящики или контейнеры для мусора в каждой группе; дети могут собирать отдельно алюминий, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материалы, биологический мусор, батарейки.

 

Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

  • Не надо мусорить! Как научить детей бережливостиГде и когда возникает мусор. Дети рассказывают о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.
  • Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с целью получения энергии, создание бумажных изделий из макулатуры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).
  • Дети сами сочиняют сказочные, фантастические истории (например, о людях, которые копят разный хлам), разыгрывают сценки, связанные со сбором, отвозом и переработкой мусора.
  • Дети учатся сортировать мусор, отвечая на вопросы:
    • Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга вещи, выброшенные в мусор?
    • Проверь, правильно ли были выброшены вещи в мусор. Может быть, там оказалось что-то, что можно использовать ещё раз? Как?
  • Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырьё; как сократить расход электроэнергии.
  • Детей знакомят с процессом изготовлением бумаги из дерева и из макулатуры, с изготовлением стекла из песка и из битого стекла.
  • Детям объясняют, что повторное использование одной и той же стеклянной бутылки позволяет сэкономить на изготовлении 60 жестяных банок, а также приводят другие примеры экономии в домашнем хозяйстве.
  • Детям объясняют, как и сколько покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобство расфасовки и приготовления, а также с позиции экономии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как хранить и обрабатывать продукты.
  • Детей знакомят с опасными вещами и продуктами. К этой категории можно отнести старые лекарства, ртутные термометры, батарейки, остатки лаков, красок, растворителей и другую бытовую химию, баллончики с остатками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружающим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.
  • Детям рассказывают, что представляет собой компост, как научиться создавать компост в деревне или на даче, подчёркивают важность компостирования, по возможности, всех биологических отходов. Детям объясняют, что можно компостировать: ветки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов, пищевые остатки, обрезки, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, чайные пакетики.

В каждом детском саду рекомендуется создавать компостер — чтобы в его наполнении участвовали сами дети. Они могут потом наблюдать за тем, как из биологических остатков образуется компост: как повышается температура в ящике (иногда до 70 градусов!), как остатки перегнивают, как внизу образуется перегной — естественное удобрение, не имеющее себе равных. Тут же воспитатели объясняют, что его образованию способствуют бактерии, грибки, дождевые черви, а также доступ воды и воздуха.

Из книги "Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность"

Екатерина Протасова
Людмила Парамонова

 

 

Еще статьи для родителей про детей:

У маленького Илюши была задержка речевого развития. Это звучит так невинно — задержка. А на самом деле мальчик до четырех лет просто-напросто не говорил. Вообще! К каким только врачам Рита его не водила — все безрезультатно.

Экологически грамотное поведение очень часто согласуется с принципами рациональности, бережливости, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды.

Непоседливых деток часто не заставишь задержаться за книгой и пары минут, игры для них должны быть полны движений.

Очень интересную идею — хотя и для лета — предлагает американка Мэрили, мама 2 мальчиков и одной очень маленькой девочки.

Поделиться
 
Комментарии