Период от 1 г. 9 мес. до двух лет — новый этап в развитии вашего крохи. Малыш не только узнает много нового, он учится по-новому мыслить. От компетенции родителей будет зависеть, насколько продуктивно пройдут эти месяцы его взросления, насколько его раннее детство будет эмоционально обогащенным, ярким и достаточным.
Итак, ребенку 1 год 9 мес. Родителям стоит объективно оценить достижения малютки, ведь ребенок вступает в последнюю четверть 2-го года жизни. Для оценки воспользуйтесь показателями развития этого возраста. Спустя три недели нужно провести тест повторно.
Если малыш отстает по каким-то линиям развития, это значит, что пока не нужно переходить к новым, более сложным задачам. Дети 2-го года очень индивидуальны в своих возможностях, а бережное отношение к малышу — первое условие успеха в этом нежном возрасте. Кроме того, необходимо разобраться, в чем причина: в его замедленном развитии или в какой-то ошибке со стороны родителей. Как бы то ни было, ребенок не должен чувствовать себя отстающим. Идя на поводу у своего желания во чтобы то ни стало сделать из малютки вундеркинда, можно уже в раннем возрасте способствовать формированию у него заниженной самооценки "неудачника". Лучше для выяснения причин проконсультироваться со специалистами в области раннего детства.
Каждый триместр жизни имеет свои особенности, сохраняя при этом черты поступательного развития от простого к сложному.
В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет ребенок как бы "оттачивает" то, чем овладел в предыдущий микропериод. Ведущие линии — сенсорное, познавательное, речевое, моторное развитие — обогащаются более сложным содержанием. Особую значимость приобретает социальное развитие. Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, демонстрируя более сознательное отношение к общепринятым законам человеческого бытия. Ребенок не только ситуативно реагирует на разрешение или запрет взрослого ("можно", "нельзя"), но и выказывает свое отношение к поступкам и событиям. Например, "Зайка на улице ел снег — заболел. Этого делать нельзя". Или "грязные руки надо вымыть", надо сказать: "до свидания" (помахать ручкой тому, кто уходит) и т.п. Так складываются первые знания, умения, навыки. К ребенку приходит понимание слова "надо", он начинает действовать по логике человеческого поступка.
Поведение малыша к двум годам начинает быть более управляемым "со слова" взрослого. Ребенок руководствуется не боязнью рассердить маму или папу, а пониманием того, что они говорят и поступают правильно (не правы, а именно поступают правильно) и нужно делать, как они. Так к ребенку приходит послушание взрослому, которое должно строиться не на страхе перед родителями, а на исключительном доверии к ним и, разумеется, любви. Малыш начинает испытывать большую радость, если его похвалят мама, папа или бабушка. "Я так на тебя обиделась, что не хочу с тобой водиться", — самый "страшный" приговор взрослого. Кроха не хочет потерять дружбу с родителями — на этом должно основываться его желание подчиняться и слушаться старших. Это качественно новый поворот в социальной практике малыша двух лет. Взаимоотношения с взрослым обогащаются, эмоционально усиливаются на основе высоких чувств, таких, как доверие, любовь, сочувствие, симпатия, дружба, привязанность, сострадание, желание быть рядом, действовать вместе и т.п.
Социальное развитие на основе добрых чувств возникает не спонтанно, без усилий со стороны взрослых. Развитие социальных отношений между ними и маленьким ребенком зависит от их педагогической компетентности. При этом нужно иметь в виду, что социальное развитие малыша ведет за собой и все другие линии: познавательное и речевое, этическое и эстетическое, умственное и физическое развитие.
Столь интенсивному вхождению в мир человеческих отношений способствует дальнейшее развитие центральной нервной системы, регулирующей функции головного мозга. Нейрофизиологи отмечают, что у малыша конца 2-го года интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Это те отделы, которые обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы, формируют чисто человеческое восприятие окружающего мира, его отражение и познание.
Неслучайно в столь небольшой период — от 1 года 9 мес. до 2 лет — у ребенка резко возрастает, по сравнению с показателями начала года, время взаимодействия с предметами (игрушками): оно увеличивается в 4,5 раза. Большинство малышей (75%) этого возраста уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. При этом примерно в 2 раза увеличивается устойчивость действий, т.е. ребенок меньше отвлекается.
Благодаря этим изменениям в ориентировочной сфере, поведение ребенка становится еще более выразительным, повышается устойчивость, целенаправленность и избирательность предметной деятельности. Заметим, что последняя остается на данном этапе ведущей.
Что нового привносится в предметную игру с дидактическими игрушками? Малыш начинает выполнять целую серию занятий на выбор, соотнесение и группировку повышенной сложности (по сравнению с занятиями более раннего периода).
Значительно усложняются действия соотнесения предметов по форме.
Так, например, малыш способен подобрать крышку к коробке, учитывая ее форму. Если раньше он умел закрывать коробочки прикрепленными к ним крышками, то теперь кроха сам подбирает крышки к коробочкам, сообразуясь с их формой (круглой, квадратной, треугольной). Такие же действия он совершает и с пазлами различной величины и формы — вначале с помощью взрослого, а потом и самостоятельно. Например, помещает в соответствующие "гнезда" квадраты, круги, овалы, треугольники, закрывая ими пространство панельки. При этом двухлетний малыш может отобрать от квадратиков кружочки и поместить их в отверстия соответствующей величины ("большой" и "маленький"), а значит, выполнять задание на соотнесение предметов по величине и форме, ориентируясь одновременно на два свойства.
Малыш может справиться с заданием на соотнесение предметов по форме и величине, различая шарики красные большие и шарики красные маленькие, кубики желтые маленькие и кубики желтые большие и т.п. Такие задания выполняются с помощью игрушек "шароброс" или "занимательная коробка" с прорезями, подходящими по величине и форме. Подобные дидактические игрушки есть в продаже.
Значительно усложняются задания на выбор предметов по цвету и величине. Ребенок к двум годам может научиться самостоятельно собирать пирамидку из 2 — 3 крупных колец, ориентируясь в начале на цвет, а затем — на систему величин в сочетаниях большой-поменьше-маленький или маленький-побольше-большой. Налицо явное усложнение по сравнению с предыдущим микропериодом. Малыш усваивает систему, нанизывая кольца в последовательности уменьшения или увеличения их, выбирая из трех величин. К слову, это задание подводит его к пониманию числа, ведь каждое последующее число на 1 единицу больше или меньше предыдущего. Подбирая последовательный ряд колец по возрастающей величине, ребенок практически познает увеличение в системе счета. Конечно, в этом возрасте он еще не овладевает счетом как таковым, но на чувственной ориентировочной основе уже начинает познавать зависимость между величиной и количеством. Это чисто практическое познание при действиях с предметами (игрушками).
Малыш выполняет задания и на группировку предметов по форме, цвету, величине, осуществляя выбор из большего количества дидактических материалов. Например, выбирает из общей коробки с разными игрушками только шарики или только грибочки, елочки и т.п. Затем среди этого множества выделяет предметы отдельными свойствами по просьбе взрослого. Например: "Сделай пирамидку из маленьких красных колечек, а потом из маленьких зеленых и т.д. Или: "Покажи, где большие елочки (грибочки), а где маленькие елочки (грибочки)?" Если дитя не справляется, взрослый помогает, показывает, поясняет. Важно, чтобы пояснение совпадало с действием.
Малыш по-новому занимается и со сборно-разборными народными игрушками — матрешками, яичками, предметами-вкладышами (колпачками, кубами, цилиндрами и пр.), например самостоятельно раскрывает матрешку, находит меньшую; с помощью взрослого вновь соединяет соответствующие части, а затем вкладывает малый предмет в большой, закрывает матрешку. Ребенок познает в этой игре объективные реалии, соотношения в системах "часть — целое" и "большой — малый" (малый предмет можно вложить в большой, а не наоборот).
Подобные дидактические игры с предметами помогают формировать интеллект, аналитико-синтетические связи в коре головного мозга ребенка. Через анализ и синтез, сравнения и обобщения в практическом действии дитя "учится" жить в окружающем его мире. В этом и заключается накопление "практического опыта", который значительно расширяется у ребенка к концу второго года жизни.
Из приведенных выше примеров видно, что на этом этапе малыш, если с ним занимаются, свободно ориентируется как в плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник), так и в объемных (шар, куб, параллелепипед — "кирпичик", призма — "крыша"). Мало того, дитя узнает фигуры на картинках. Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотой (А. Зайцев, Л. Никитина и др.). Традиционная педагогика воздерживается от такой жесткой рекомендации, потому что в этом возрасте развитие ребенка протекает очень индивидуально, и что одному на пользу — другому во вред. Но можно приобрести плакат алфавит и кубики с буквами. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Нужно убедиться, что дитя с интересом будет их разглядывать, и на его вопрос "это что?", называть звуки. Вначале следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а потом — и согласными (м, б, п, в, и другие), он очень скоро их запомнит. Пока этого вполне достаточно.
Новым в воспитании и развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2 лет можно считать не только более широкое ознакомление с окружающим, но и усвоение каких-то более обобщенных понятий, например, слово "дом" как место, где живут люди; дом есть у собачки (будка), у мышки (норка), у белки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Неслучайно в этот период дитя любит сооружать "домики" из всего, что есть под рукой: диванных подушек, больших коробок, в пространстве под столом и пр. К этой же категории относится слово "еда" ("есть"): ребенок ест хлеб, кашу, котлетку и т.п.; кошка — молочко, мясо; птичка — зернышки, червячков; коровка — травку; собака — косточку и т.п.
Малыш усваивает, что все живые существа передвигаются, едят, смотрят, любят солнышко и т.п. Малыш узнает не только отдельные предметы и живых существ на предметных картинках, но и с интересом рассматривает сюжетные картинки, узнает на них то, что видел в действительности. Пусть нет самого предмета, но есть его плоскостное изображение, и малыш успешно соотносит его с реальностью. Это значит, что картинка для него начинает выполнять "знаковую", т.е. символическую функцию!
Картинку не следует рассматривать только, как средство позабавить малютку. Игры-занятия с картинками — одно из действенных средств развития речи и мышления. В 2 года малыш может не только продуктивно рассматривать достаточно детализированные изображения (картинки, иллюстрации), но и выполнять более сложные умственные действия: на подбор, группировку, классификацию изображений — по просьбе взрослого и с его помощью, если малыш затрудняется. Например: "Посмотри, что будем надевать на прогулку? Шубку, шапку, шарфик, сапожки? Что еще? Правильно — варежки! Где варежки нарисованы, покажи! Правильно!" И далее взрослый разворачивает ход своих мыслей: "Сапожки — на ножки, чтобы они не замерзли. Шапку? Правильно, на головку", и т.д.
Узнавание знакомых предметов и сюжетов на картинках (рисунках, иллюстрациях) способствует началу элементарного развития символической функции мышления, формированию интеллекта, так как информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значений). На этом основаны все компьютерные системы и современные способы кодирования и обобщения информации. Мозг ребенка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности и этому способствуют занятия с картинками и картинами.
Нравится ли малышу заниматься с картинками?
Аппаратура показала, что при восприятии красочного рисунка или картины ребенок находится в состоянии радостного возбуждения, что сопровождается высоким вегетативным фоном (учащаются или замедляются дыхание и сердечный ритм). Малыш эмоционально переживает рассматривание красочного изображения и взрослые должны знать об этом. Такие ситуации необходимы для его роста и развития. Вот почему развивающие занятия с игрушками и картинками полезны не только для умственного, но и физического совершенствования, здоровья малыша1.
1Подробные рекомендации можно найти в методической разработке и дидактических материалах под общим названием "Раннее детство: развитие речи и мышления". Л.Н. Павлова. Мозаика-Синтез, М., 2003 т.
К двум годам дитя начинает не только осознавать, что слово "картинка" относится именно к изображению предмета. К нему приходит понимание изобразительных жанров (картины, рисунки, иллюстрации) как особой формы познания, раздвигающей рамки окружающего мира. Как это проявляется? Малыш не считает картинку игрушкой, не манипулирует ею, а именно рассматривает. Вместе с тем у ребенка возникает интерес к книге, книжным иллюстрациям. Дети этого возраста очень любят книги-панорамы, создающие объемное изображение. Они постепенно отходят от книг-гармошек на картоне, которые воспринимались ранее как игрушки. Однако это приходит к малышу не спонтанно, а в процессе его целенаправленного ознакомления с окружающим по ходу воспитания и обучения. Неслучайно к двум годам малыш начинает понимать сказки. Это так называемые бытовые сказки ("Курочка — Ряба", "Колобок", "Теремок"), в которых персонажи действуют, как люди в быту.
Читать волшебные сказки ребенку двух лет не рекомендуется, потому, что в этом возрасте дети не понимают волшебных превращений, действий понарошку, как будто. Они воспринимают мир таким, каким видят перед собой. Им ближе бытовые ситуации, которые описываются в потешках и первых сказках про деда и бабу, Мышку-норушку, и т.п. Животные в этих сказках разговаривают, одеваются в народные костюмы, поют, танцуют, и играют с крохой, потешают-веселят его, ласкают и... любят. Тепло, доброта, внимание — ребенок находит в сказке все эти эмоциональные составляющие.
Вот тем-то и прекрасен мир детства, что эмоционально расцвечен, в нем присутствует вся палитра красок, все цвета радуги. Он наполнен многоголосьем звуков, движением реалистического и воображаемого мира, который дитя принимает как данность.
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: "Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины галоши, а на собаку натянул свою шапку!"
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с "поющим" волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: "Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?" Это — самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие — игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины галоши? Дедушка хвалился своими галошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружения.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в "пальтишко", и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти "шалости", это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу второго года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его "один на один" с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный "дипломатический" прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
Малыш нуждается во внимании взрослых и стремится вызвать к себе их интерес, что позволяет родителям взять под контроль его познавательную активность. Этой задаче служат общение, занятия, игры, различные показы с игрушками и экспериментирование. Если ребенку уделяется достаточное внимание в виде целенаправленного руководства, то малыш очень быстро набирает "высоту" в интеллектуальном и даже творческом развитии.
От взрослого требуется активная педагогическая позиция. Он должен осознавать, что подражание ему, или, как говорят ученые, имитация его действий — основа социализации ребенка. Взрослый выступает перед ребенком как объект для копирования. Малыш копирует все более и более сложные действия с предметами (способы, техника выполнения), а также поступки, касающиеся социального выбора.
В период 1 год 9 мес. — 2 года (2 года 3 мес.) в поведении ребенка можно наблюдать проявления феномена, который ученые назвали "ролью в действии". Что это такое? Это подражание действиям определенного взрослого из близкого окружения — мамы, бабушки, няни, воспитателя, врача и т.д. Ребенка можно попросить: покажи, как дедушка кашляет, как папа читает газету, как мама говорит по телефону, и т.п.
При этом ребенок не берет на себя роль. Он просто копирует взрослого таким, каким он его видит, т.е. социализируется по его образу и подобию. Если в начале второго года у малыша не было устойчивых привычек, а черты характера еще вырисовывались слишком слабо или вообще отсутствовали, то к концу второго года жизни это уже человек, имеющий собственные привычки и проявляющий себя как развивающаяся личность. Стоит задуматься, что отражает малыш в своем поведении, каким содержанием будет наполнена его жизнь в плане подражания. Детское "Я" обретает конкретное воплощение не только в собственной индивидуальности, но и прежде всего в этом содержании.
Развитие речи остается по-прежнему одной из ведущих линий воспитания малыша. К двум годам активный словарь малютки возрастает в 10 раз по сравнению с 1 годом 6 месяцами.
При общении с малышом нужно строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность осознать, о чем его просят или спрашивают. Развитию речевой активности способствуют вопросы "что это?", "где то-то?", "где такой же?", "как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)?", "куда ушла курочка (уточка, куколка, кошечка)?" и т.п. Их следует сочетать с поручениями: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и т.п.
Общение с ребенком должно быть эмоциональным, смена интонационной выразительности голоса поможет поддерживать ориентировочную активность малыша: за мишку нужно говорить более низким голосом, а за мышку — высоким, менять силу голоса в зависимости от раскрываемого сюжета (громко, тихо). Как бы ни был мал ребенок, необходимо раскрывать ему мотивацию действий персонажей. Например, "Курочка пошла за водичкой — цыплятки пить хотят". Или: "Куда Кисонька-Мурысенька поехала? На меленку! Зачем? За мукой! Что она хочет? Правильно! Прянички напечь". Такой прием — использование вопросов и ответов за ребенка — необходим, если малыш затрудняется. Он оживляет занятие, помогает малышу сориентироваться в ситуации, выйти из "трудного положения".
Новое в развитии речи ребенка от 1 года 9 мес. до 2 лет — умение строить предложение из 2-3 слов. Однако последнее удается не каждому малышу, потому что речевые возможности детей очень индивидуальны.
Взрослые должны давать правильные образцы краткого построения фразы ("машина едет", "кошка идет", "собака бежит" и т.п.), транслируя то, что разворачивается перед глазами крохи. После этого нужно спрашивать ребенка о предмете наблюдения или о том, что делает тот или иной живой объект. Поощрять его попытки повторить за взрослым.
В возрасте от 1 г. 9 мес. до 2 лет у ребенка продолжается активное взаимодействие с окружающим миром, расширяется кругозор, формируется мышление, развивается речь. По-прежнему большое значение имеют развивающее общение, дидактические занятия и игры с малышом. Какие же задачи при этом должны решать родители, какие материалы и методы они могут использовать?
Продолжать учить ребенка собирать двухместные дидактические игрушки1. Находить соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2, а затем из 3 деталей. Раскладывать предметы по убывающей величине: "большой-поменьше-маленький".
Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец разной величины.
Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, — используя народные и дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие с одноцветными пирамидками
Цель. Научить собирать пирамидку из 3-4 колец одного цвета; подбирать кольца по убывающей величине.
Материал. Четыре пирамидки: красная, зеленая, желтая, синяя (одно кольцо — основа, для стержня и три съемных кольца в конструкции каждой игрушки).
Ход занятия.
Варианты. Первые занятия следует проводить с 1 пирамидкой. Последующие — с 2 и 3 (4) пирамидками.
Интересен вариант занятия, когда со всех четырех пирамидок снимаются все колечки одновременно. Затем независимо от цвета их раскладывают по величине. Образовавшиеся "кучки" колечек одного размера, но разного цвета нанизываются на стержни. Получаются разноцветные пирамидки из колечек одной величины. На таком занятии взрослый учит ребенка одновременно замечать и величину, и цвет колечка.
Примечание. Занятия с пирамидками следует варьировать, подбирая различные интересные для малыша игровые задачи, учитывая его возрастные и индивидуальные возможности.
Занятие с кубами и шарами
Цель. Учить скатывать шары, выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства (цвет и форму). Развивать умение действовать с предметам округлой или угловатой формы (шарами, кубами).
Материал. Не менее 5 шаров и 5 кубов красного и синего цветов (у всех предметов одной формы одинаковый размер); коробка, в которой фигуры лежат вперемешку; лоток для скатывания шаров (его можно сделать из картона, загнув края ската и одним концом закрепив на каком-либо возвышении).
Ход занятия.
Варианты. Занятие можно усложнить, введя в игру шары разного цвета и вначале скатывать, например, красные шарики, затем — зеленые и т.п.
Занятие с бочатами
Цель. Учить действовать со сборно-разборными игрушками 3 размеров (большой, поменьше, маленький); составлять предметы из 2 одинаковых частей, ориентируясь на их величину; понимать и правильно подбирать предметы в соотношении (большой, поменьше, маленький -маленький, побольше, большой).
Материал. 3 разборных бочонка высотой 10-12 см, 7-9 см, 4-6 см (разница в величине должна соответствовать 3-4 см.) Самые мелкие (вкладываемые) фигурки должны быть не менее 3-3,5 см.
Ход занятия.
Занятие со звучащими игрушками
Цель. Развивать слуховые ориентировочные реакции. Учить определять предмет по тембру издаваемого им звука, называть предмет (колокольчик, бубен, барабанчик, деревянные ложки и др.).
Материал. Игрушки, издающие различные звуки (неваляшка, заводная лающая собачка, инерционная машинка, птичка-свистулька и др.), а также музыкальные инструменты (колокольчики, бубенцы, барабанчик, деревянные и металлические ложки, балалаечка, металлофон и т.п.).
Ход занятия.
Игра-занятие с султанчиками
Цель. Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.
Материал. Ленты красного и синего цветов по 3-4 шт. (длиной 30-40 см, шириной 3-4 см).
Ход занятия.
Примечание: для следующей подобной игры используются ленточки других цветов. Игра-занятие "Цветные башенки"
Цель. Закрепить знания о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый); учить находить предмет, ориентируясь на два свойства (величину и цвет), находить идентичный. Учить действовать кончиками пальцев, подбирая соответствующие детали. Развивать инициативу, творческий подход при составлении конструкций из 2 — 8 деталей.
Материал. Набор из 8 парных конусов-вкладышей (колпачков) красного, зеленого, синего, желтого цветов. Вместо конусов можно использовать кубы, цилиндры.
Ход занятия.
Занятие с игрушками "Чудесный мешочек"
Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность ладоней. Учить узнавать на ощупь скрытый от глаз предмет.
Материал. Яркий, красивый мешочек (приблизительно размером 30x40 см). Набор игрушек, различных по своим физическим свойствам: шарики и кубики, маленькая пластиковая машинка и пушистый цыпленок, деревянная лодочка и металлический самолетик, ленточка и деревянная ложка, металлический колокольчик и маленькая куколка, и т.п.
Предметы менее 3-4 см в занятие не включать. Если в наборе имеются игрушки, имитирующие овощи или фрукты, их необходимо закрепить на ленте. Малышу нужно пояснить, что они не настоящие, но если ребенок все равно желает "попробовать", лучше отказаться от игры с ними до 2,5 — 3 лет.
Ход занятия.
Строительная игра "Комната для матрешки" Цель. Закрепить умение ребенка строить из кубиков и кирпичиков предметы мебели ("столик", "стульчик", "кроватку", "диванчик", "креслице"). Включать постройки в более развернутый игровой сюжет ("комната для матрешки"). Материал. Строительный набор для игры за столом: 8-10 шт. деревянных кубов и кирпичиков. Ход занятия.
Игра-занятие с трафаретами
Цель. Закрепить знания ребенка о цвете, дать представление о нем, как об одном из признаков предмета. Учить узнавать знакомые предметы не зависимо от их цвета — по контуру изображения (воздушный шарик, самолетик, цветок, ведерочко, флажок и т.п.).
Материал. Набор трафаретов знакомых ребенку предметов, узнаваемых по очертаниям. Набор листов цветной бумаги, которая легко укладывается стопочкой в трафарет.
Трафареты можно сделать из конвертов: на одной стороне конверта рисуется контур предмета и аккуратно вырезается. Затем в трафарет вкладывается стопка цветной бумаги, листы которой можно поочередно извлекать, при этом изображение на глазах малыша меняет свой цвет.
Ход занятия.
Ознакомление с предметами домашнего обихода
Знакомить с предметами одежды мальчика (рубашка, штанишки, брюки) и девочки (платье, юбочка, кофточка, бантики).
В практических ситуациях учить узнавать предметы посуды: отличать чашку от стакана, тарелку от миски, чайник от кастрюли и пр.
Расширять ориентировку в предметах мебели, которые могут иметь разные внешние признаки, но одинаковое назначение (маленький детский стульчик и большой стул для взрослых). Учить ребенка ориентироваться в комнате: указывать на окно, дверь, потолок, пол, светильник. Закреплять представление о назначении комнат (спальня, столовая, ванная комната, туалет и т.п.).
Знакомить с постельными принадлежностями и их назначениями (матрас, подушка, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник).
Примечание. Привлекать малыша "в помощь" взрослому, предлагая игровые поручения; проводить целевые показы с большим набором различных предметов и способов их использования.
Закреплять знания детей о кошке, собаке, птичке, рыбке. Учить замечать вначале разные признаки животных (у птички — крылья, у кошки — лапы), а затем общие (у собаки и у кошки — глаза, лапы, нос, уши, хвост; а у птички и цыплят — лапки, глаза, клюв, крылья) и пр. Можно познакомить малыша с кроликом, отметить части тела животного и его особенности (длинные уши), объяснить, чем он питается (покормить кролика морковкой, капустой). В сельской местности — показать петуха, курицу, цыплят.
Инсценирование знакомых ситуаций с помощью игрушек
Расширять представления малыша о домашних животных и птицах с помощью игрушек (корова, лошадь, овца, гусь, коза, петух и т.д.). Разыгрывать с этими игрушками сценки, в которых реалистично отображать повадки, голосовые реакции животных, уход человека за ними.
На занятиях с куклой использовать все аксессуары кукольной одежды, мебели, посуды, постельных принадлежностей. Кроме обычных кукол желательно использовать набор кукол-петрушек и кукол "бибабо" (мальчик, девочка, бабушка, дедушка, зайчик, петушок и т.д.).
Рассматривание картинок
Продолжать расширять представления о предметах и их свойствах, закреплять понимание простейших причинно-следственных отношений при рассматривании предметных и сюжетных картинок.
Ввести новый вид картин — "настенные", отражающие знакомый, но широко развернутый сюжет, например, "Дети пускают по ручейку лодочки", "Девочка кормит цыплят и курочек", "Мальчик строит из кубиков домик" и др., а также сериал картин из цикла "Времена года" ("Весна", "Лето", "Осень", "Зима") и пр.
При рассматривании картин развивать у малыша потребность выражать свои впечатления словом, внимательно слушать пояснения взрослого. Побуждать малыша рассказывать об изображенном на картине.
Знакомство с художественной литературой
Знакомить ребенка с произведениями, в которых отражены явления природы (А. Барто — "Снег", "Села птичка на окошко"; 3. Александрова — "Дождик"; О. Высотсткая — "Грибок" и др.), знакомые малышу игровые и бытовые ситуации (например, А. Барто — "Я люблю свою лошадку", "Самолет построим сами", "Бычок" и др.; З.Александрова — "Девочки и мальчики прыгают, как мячики" из книги "Катя в яслях" и др.).
В 2 года познакомить малыша со сказками: "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", использовать иллюстрации, а также показы персонажей плоскостного и кукольного театров.
Игра-занятие с куклами Машей и Андрюшей
Цель. Ввести в игровой сюжет новые образные игрушки (куклы мальчик Андрюша и девочка Маша), инсценировать с их помощью общение друзей. Закрепить представления ребенка о предметах одежды, учить называть предметы одежды девочки и мальчика, строить предложение из 2-3 слов: "У куклы Маши платье", "У Андрюши -рубашка", "У Маши шляпка", "У Маши фартук", "У Андрюши штанишки", "У Андрюши галстук", "У Маши туфельки", "У Андрюши сапожки (ботинки)" и т.п. Материал. Две куклы среднего размера (не более 30-35 см), кукольная одежда.
Ход занятия.
Варианты. На последующих занятиях разыгрываются сценки-сюжеты:
Это примерный перечень тем. Взрослый сам придумывает все новые и новые сюжеты с куклами и зверятами. В этих показах малыш — активный участник, а не созерцатель. Показы должны проходить эмоционально, с известной долей артистичности и игрового взаимодействия, в процессе диалога.
"Подарки для куклы Ляли и Петрушки"2
Цель. Учить называть "подарок", изображенный на картинке. Закрепить представления о знакомых предметах, и их изображениях на картинках.
Материал. Набор знакомых малышу предметных картинок (мебель, одежда, посуда, игрушки, животные).
Ход занятия.
Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением предмета — в подарок кукле. Сюжет занятия разворачивается ситуативно, в зависимости от выбора ребенка.
"Что купили для Алеши (имя ребенка)?"
Цель. Учить узнавать в изображении на картинке знакомые предметы из числа фруктов, называть их. Развивать мыслительные навыки (сравнение и обобщение).
Материал. Предметные картинки из серии "Фрукты" (яблоко, груша, виноград, банан, апельсин и т.п.), а также натуральные фрукты.
Ход занятия.
"На чем ты поедешь?"
Цель. Закрепить представления о средствах передвижения. Учить выбирать знакомые картинки (автомобиль, автобус, поезд и др. по просьбе взрослого) и называть их. Ввести новые картинки (самолет, грузовая машина).
Материал. Предметные картинки из серии "Транспорт".
Ход занятия.
"Для чего это нужно?"
Цель. Учить узнавать знакомые предметы домашнего обихода на картинке, называть словом, понимать их функциональное назначение. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов.
Материал. Серия картинок "Предметы домашнего обихода" ("утюг", "щетка", "часы", "телефон" и пр.).
Ход занятия.
"Курочка-пеструшечка"
Цель. Развивать умение узнавать, а затем сравнивать знакомых животных и птиц на картинках в реалистическом изображении. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов. Побуждать малыша к диалогической речи.
Материал. 5-6 предметных картинок из серии "Домашние животные и птицы" ("Корова", "Лошадь", "Коза", "Овца", "Утка", "Гусь" и др.).
Ход занятия.
1 Двухместные дидактические игрушки — это игрушки с двумя полостями для вкладыша. Например, в раскладывающийся бочонок можно вложить еще два, один из которых также раскладывается, а второй — нет.
2 Для занятий с картинками можно использовать наглядное пособие: Павлова Л., "Раннее детство: Развитие речи и мышления". Мозаика-Синтез, М., 2005.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца, к.психол.н.